Новости

Доклад митрополита Меркурия на Пленарном заседании XXV Димитриевских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» 19 ноября 2020 года

Уважаемый Василий Юрьевич! Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Хотел бы сердечно приветствовать вас на Пленарном заседании XXV Димитриевских образовательных чтений, приуроченных к 800-летию со дня рождения святого благоверного и великого князя Александра Невского.

Заявленная тема нынешних ежегодных региональных и предстоящих международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» звучит особенно актуально сегодня в год памяти и славы, в год 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в год чаемого единения всех патриотически настроенных сил. Любовь к Отечеству, воля, выбор, победа, и вера– это составляющие служения России князя Александра Невского, да и не только для России – для всего русского мира.

Осмысляемая тема чрезвычайно актуальна и для Церкви, и для государства «…в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа», как это отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Для Церкви, конечно же, ключевую роль, играет то духовное наследие, что оставил святой князь Александр Невский и передал через века своим потомкам, нам, живущим сегодня на святой русской земле.

Что же это за наследие? Как формируется историческая память народа в контексте святости жизни и подвигов этого великого человека? Что за выбор осуществлял святой князь между Западом и Востоком? И, наконец, какова актуализация этого выбора в современной России?

Предельно точно сказал об этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Александр Невский — это удивительный пример государственного мужа, патриота, человека, беззаветно любившего свой народ и свою страну, жизнь свою положившего за Родину. Ведь никто до конца не знает, как и почему он скончался в расцвете сил, возвращаясь из Орды. Сильный и здоровый человек, рыцарь, вождь, воин неожиданно умирает — это, конечно, дает почву для размышлений; в любом случае, Александр Невский умер на боевом посту».

Да, князь Александр был великим воином, политиком, дипломатом. Но только ли это делает его столь любимым и уважаемым в своем народе, даже спустя почти 8 столетий? О какой исторической памяти здесь идет речь?

Мы понимаем, что память – это не просто механизм передачи опыта или знаний; скорее память – это способ формирования общественной реальности. Вспомним, что говорил об этом академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».

Совокупность наших индивидуальных представлений о какой-либо крупной исторической фигуре, жившей в прошлом, создает некую коллективную память о ней. Память народную. И если это человек, о котором сохраняется память не только на страницах учебников, но и в живом сознании, то эта народная память антиномичным образом начинает формировать нас самих. Она формирует наше отношение к той эпохе, событиям и людям, ценностные ориентиры, отношение к самим себе, к близким и дальним, к народу и к миру в целом.

Порой один человек, преодолевая межэпохальные границы истории и собственного земного бытия, может стать не только исторической индивидуальностью, но и той связующей силой, что объединяет народ из поколения в поколение, формируя культурный код. Таким человеком, как раз и стал князь Александр Невский.

В 2008 году был объявлен весьма крупный проект «Имя России», объединивший миллионы людей по всей стране, значительный вклад в популяризацию которого внес митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси. Из всех громких имен еще тогда было выбрано имя святого Александра Невского. Так что же сделал для нашего Отечества этот человек, ставший соименным России?

Во-первых, он сохранил для России северо-западные территории. Во-вторых, сберег русские земли от нескольких карательных нашествий монголов, которые обязательно бы случились, если бы не политика князя Александра внутри русских земель и не его богатые подношения монгольским ханам. В-третьих, он сохранил национальную культуру, ведь если бы он принял предложение римского папы Иннокентия IV, то сделать это было бы чрезвычайно трудно, практически невозможно. И, наконец, самое главное — князь Александр сохранил для России православную веру, не дал в трудное для Руси время вспыхнуть религиозной войне, сохранил от разрушения и деформации национально-религиозную идентичность славянских братских народов.

Личность Александра Невского не менее, а еще более актуальна в день сегодняшний для формирования исторической, политической и нравственно выверенной оценки происходящих внутри- и внешнеполитических процессов, в которые в той или иной степени вовлечена Россия.

Александр Ярославич — яркий пример правителя, радеющего за свое Отечество, а не за осуществление своих корыстных целей. Ведь именно в таких правителях нуждается народ во все времена.

Потому русский народ и любил прославленного князя еще при жизни, а такая любовь способна передаваться потомкам через века. К нему относились уважительно даже в советский период. Достаточно вспомнить, что орден Александра Невского – это единственный орден, который был и в Российской Империи, и в Советском Союзе, и в Российской Федерации. Мы также должны сказать, что князь Александр стал примером для полководцев и дипломатов. Люди, не знающие приемов ведения военных действий и приемов ведения переговоров Александром Невским, неизбежно будут идти методом проб и ошибок вместо следования по уже проторенному пути. Он был тем человеком, которого уважали даже враги. И вот достопримечательный факт или историческая коллизия: дальние потомки многих его врагов сейчас уже являются полноправными гражданами Российской Федерации.

Его дипломатия не ограничивалась только сферой политических интересов, он боролся за душу народа! Ведь, когда перед князем встал выбор, с кем из внешних врагов вести боевые действия, а с кем попытаться выстраивать мирные отношения, он поступил максимально выгодно и с точки зрения тактики, и сточки зрения стратегии. Князь Александр обратил свой мирный взор на Восток. Ибо Орда тогда требовала от Руси «кошелек» (или условие платить исправно дань хану), а Запад, Ливонский орден, имевший подчинение Римскому престолу – самую суть жизни народа, его душу, его веру! Долг князя, как правителя, заключался не только в том, чтобы сберечь материальные богатства своих подданных, но, в первую очередь, сохранить их как единую общность. И князь Александр это очень четко понимал. Он понимал, что выбор, который он сейчас делает, определит жизнь его народа и его потомков на века. Своим волевым решением, которое далось ему с большим трудом, но с уверенностью в Божественном попечении, святой благоверный Александр предопределил во многом пути развития всей будущей российской цивилизации, всего «Русского мира».

Конечно же, на протяжении будущих поколений Россия не раз еще сталкивалась с колоссальными трудностями, грозившими ей тотальным разорением и крахом. Промыслом Божиим – а никак иначе это не назвать! –наш народ преодолевал все трудности, являя миру силу и стойкость духа.

Сегодня времена относительно спокойные и стабильные, без крупных открытых военных конфликтов хотя бы на территории нашей страны, но мы стоим перед лицом врага не менее опасного, чем тот враг, что вынимает у нас перед глазами меч из ножен. Сегодняшнее противостояние – в умах и сердцах наших соотечественников. Это идеологическая война. Война в самом прямом смысле этого слова!

Здесь уместно вспомнить слова Евангелия: «… возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.25:52). Фраза, созвучная той, что приписывают князю Александру Невскому: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». По преданию именно так ответствовал Александр Ярославич послам Ливонского ордена, когда они прибыли в Великий Новгород просить вечного мира в обмен на веру. И мы, являясь частью христианского мира, позиционируя себя, как наследники великой русской культуры, пропитанной духом христианства, не имеем права забывать эти слова, и должны находить в них указание, надежду и утешение.

Дух творит себе формы. И поэтому ценностные ориентации, в конечном счете, определяют внутренние интенции индивида и общества в целом. Генерально мы можем разделить все цивилизации на два типа: сотериологические (то есть те, что ключевым аспектом своего существования видят высшие идеалы, стремление к их осуществлению) и гедонистические, в основу жизни которых положены лишь принципы получения удовольствия. И мы должны понять, что этот второй путь, путь следования за своими собственными страстями, это широкий путь… в никуда. Ведь каждая удовлетворенная потребность отнюдь не ведет человека к счастью, но лишь к возникновению новых потребностей, к желанию безграничного, бесконтрольного потребления.

Тот комплекс ценностей, что навязывается нам сегодня с Запада, ценностей исключительно секулярного, потребительского мира, по своей сути весьма притягателен для нашей падшей человеческой природы. Сам Господь, еще обращаясь к Каину, говорит: «Грех… влечет тебя к себе» (Быт.4:7). И именно на игре с этой увлеченностью строятся принципы потребления, заставляющие человека все больше уделять своего сердечного внимания материальному, нежели духовному, соподчиняя дух – телу. Так апостол Павел говорит: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17). Но за притягательностью яркой и красочной обертки материальности кроется невообразимая бездна духовной пустоты.

Отказ от духовных ценностей, нравственный релятивизм, эгоистичный индивидуализм, стремление к максимальному потреблению «здесь и сейчас», либерализм в самом низменном его прочтении – все это, как характеристики современного общества потребления, стало «притчей во языцех», при этом не переставая быть горькой правдой.

На сегодняшний момент тема идеологического противостояния Запада и Востока настолько профанирована, что создается впечатление, будто она потеряла всякую актуальность и значимость. Однако это совершенно не так. В предложенном контексте позиция религиозных конфессий на стороне защиты традиционных нравственных ценностей в этом противостоянии абсолютно оправдана. Религия – не враг прогрессу, правам человека или общественной демократизации. Религия – враг спекуляций, что формируются вокруг этих значимых для современного общества понятий, прикрываясь ими и нравственного разлагая общество изнутри. Пора бы нам уже это четко уяснить.

«Диалог цивилизаций» все менее становится диалогом культур, разделенных морями. Он все более становится гражданским диалогом, диалогом граждан одного общества.

Да, сегодня мы пользуемся многими экономическими, политическими благами глобализации, однако с точки зрения сохранности культурной и духовной идентичности она ставит многие и многие традиционные общества перед лицом собственного краха. Действия глобализма в этом аспекте осуществляются по принципу «наименьшего общего кратного»: полная аннигиляция всех культурных особенностей, отличительных уникальностей, уничтожение духовного стержня, являющегося живым сердцем любого традиционного общества.

Западный мир призывает забывать о своей национальной, культурной, и, в конечном счете, духовной идентичности, в достаточной мере предлагая взамен суррогат материального потребления. И если для западной цивилизации такой путь постепенной секуляризации, стирания духовных ценностей и замещения их материальными – планомерно продолжался веками, и на сегодняшний день является уже достаточно органично вплетенным в ее так называемый «культурный код западных демократий», то для русского мира этот путь органически неприемлем, враждебен, вредоносен. О чем я хочу сказать?..

Опираясь на исторический путь нашего народа, мы можем с уверенностью говорить, что таковой мирской духовно-выхолощенный формат восприятия окружающего мира и действительности, к счастью, чужд нашей ментальности. Как метко отмечает советская писательница Светлана Алексиевич: «У русского человека счастье никогда не было связано с большими деньгами. Этим и отличается “русская идея” от “американской мечты”».

Вообще для русского человека свойственно мыслить в границах классических русских архетипических образов, представляющих «Царя-Батюшку» (государственного лидера, правителя, или государство в целом) как образ авторитетной заботливой фигуры отца, на которого можно положиться, порой даже переложить груз ответственности; и «Церковь-Мать», как образ родительницы, сопереживающей, соучаствующей во всех невзгодах, дающей надежду на избавление. Это принципиально отличает русского человека от представителя западной культуры, индивидуалистичной по своей сути. Одно только это уже создает грандиозный разрыв между западным типом мышления, толерантным к потребительству и порождающим его, и отечественным, жаждущим полноценного внутреннего утешения в духовных исканиях.

Однако, не смотря на, казалось бы, самоочевидную духовную жажду нашего народа, ценности потребительства настолько завораживают умы и имеют столь мощную экономическую и политическую силу, что противостоять им, кажется, невозможно.

Убежден, что совместными усилиями Церкви, государства, общественных и иных социальных институтов мы способны противостоять этому духу времени, направленному на стирание границ нашей самоидентичности, нашего национального самоопределения и духовного самосознания, не отставая при этом экономически или политически от остальных мировых держав.

Органы законодательной и исполнительной власти, профильные министерства, образовательные учреждения, деятели науки и искусства, и, конечно же, Церковь – все мы в той или иной степени боремся за сохранение исторической памяти, самобытности нашего народа. Ведь конструируя ценностную систему координат, мы формируем общественные образы, паттерны нравственного мышления для современников и, как следствие, будущих поколений. Мы все стоим на страже наших общих интересов в перспективе сохранения нашего общего наследия, нашей общей культуры! И подобные форумы, участниками которого сегодня мы все являемся, – яркий тому пример.

Но помимо событийных, важно иметь также материальные символы патриотизма, визуально подтверждающие национальное самосознание, народное единение. Одним из таких мест является открытый в текущем году в Ростовской области Военно-исторический комплекс «Самбекские высоты». Как отметил губернатор Василий Юрьевич Голубев: «Сегодня народный музейный комплекс “Самбекские высоты” встает на защиту памяти. Это наш ответ историческому беспамятству. Наша благодарная память о простых, скромных, мужественных людях, изменивших мир. И, наконец, это огромное человеческое спасибо от новых поколений».

В формате нашего мероприятия в этом году мы одновременно вспоминаем и о 75-й годовщине Великой Победы, и чествуем великого полководца прошлого – князя Александра Невского. Поистине, это квинтэссенция патриотического настроя!

Частично повторю мысль, высказанную на прошлогодних чтениях. Патриотическая тема, как один из ключевых воспитательных элементов в системе школьного и высшего образования, должна звучать всегда! Это не праздный вопрос для «галочки» в отчете по воспитательной работе, но острая необходимость, требующая к себе постоянного внимания. Подрастающему поколению, рожденному в эпоху информационной перенасыщенности, просто необходимо постоянно акцентуализировать внимание на истории русского народа, дабы избежать утраты достоверной памяти, и, как следствие, понимания путей дальнейшего национального развития. В противном случае мы рискуем превратить наше подлинное национально-историческое достояние с горечью утрат и триумфом побед в череду бессмысленных календарных праздников, лишенных всякого внутреннего смысла и содержания.

Когда-то сила государственной власти и высшие образцы благочестия церковного сознания объединились в лице одного человека – святого благоверного великого князя Александра Невского – слились в единый идеологический, духовный, культурный, ментальный базис, послуживший дальнейшему развитию и процветанию русской цивилизации. Пусть сегодня, в период празднования 800-летия со дня рождения этого великого правителя, его пример служит и нам ориентиром в наше непростое время.

Жизненно необходимо помнить имена, образы, примеры из прошлого, знать, за что боролись наши предки, уметь давать верные оценки прошедшим историческим событиям. Любовь к Родине должна стать неотъемлемой частью самосознания каждого гражданина страны. Позвольте в заключение обратиться к великому гению Пушкина: «Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как ее нам дал Бог».

Успехов, здоровья и Божией помощи всем нам на предстоящих мероприятиях! Благодарю за внимание!

Всего просмотров (21)