Публикации

Протоиерей Александр Овчинников: Смысл жизни священника — в апостольстве

Мы продолжаем серию публикаций «Лица епархии».

Благочинный Константиновского округа протоиерей Александр Овчинникова и его семья в 2023 году отмечают сразу несколько юбилеев: 30 лет диаконской хиротонии, почти 25 лет служения в качестве настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы, 10 лет отец Александр возглавляет Константиновское благочиние, а сентябре этого года с матушкой Светланой отметили 30-летие семейной жизни.

Помимо основного своего служения отец Александр также долгие годы является духовником казаков Первого Донского округа, руководителем отдела по взаимодействию с казачеством Волгодонской епархии. Отца Александра в нашем районе и округе, без сомнения, знает каждый и к его мнению прислушиваются.

– Отец Александр, каждый человек приходит к Богу своим путем и в свое время. Как это произошло у вас? И кто из Вашей семьи продолжил преемственность поколений?

– Я из священнической семьи. Мой отец, протоиерей Николай Овчинников, — священнослужитель. Долгие годы служил на донской земле, был настоятелем храма Святой Троицы г. Семикаракорска, благочинным Семикаракорского округа. Я в 15 лет принял Крещение. Отец Борис Павленков, который открывал здесь в 1988 году Свято-Покровский храм, совершил Таинство, и с тех пор моя жизнь связана с Церковью. Три родных брата моего отца также священнослужители. У моей родной сестры муж — священник. Мои двоюродные братья также приняли священнический сан.

– Батюшка, в вашей семье трое детей. Какими принципами Вы руководствуетесь в воспитании?

– Старшей моей дочери уже 30 лет. Она замужем, работает в г.Ростове-на-Дону в медцентре «Умка» отоларингологом. У меня уже есть внук. Средний сын работает психологом в Ростове-на-Дону. Младшая дочь учится на 3-м курсе ДГТУ на архитектора. В процессе воспитания мы руководствовались обычными христианскими принципами: почитание, уважение, послушание у детей должно быть. Но при этом конечно же, любовь к ним. Детям нужно давать свободу, но при этом они должны знать свои обязанности и стараться их исполнять, с самого младенчества приучать их к порядку. Поэтому они у меня организованные, ответственные, все получилось в жизни.

– Вы были одним из первых, кто стоял у истоков возрождения приходской жизни в районе. Какие события того времени остались в памяти и кто помогал в те годы в этом непростом богоугодном деле? Сейчас Вы благочинный Константиновского округа. Расскажите, как живет Церковь на константиновской земле, как возрождаются храмы?

– Когда я пришел сюда, в Константиновский район, а было это в 1993 году, тогда меня рукоположили сначала в сан диакона 14 ноября, а на Благовещенье, 7 апреля 1994 года, я был рукоположен во священники. Я стал первым настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в х.Нижнежуравский, где был настоятелем в течение полугода. Это был второй православный приход в нашем районе. На сегодняшний день в Константиновском районе 16 приходов. За эти 30 лет я открыл здесь 14 приходов. Первыми были приходы в станице Николаевской, Мариинской, на территории ИК-5 в Константиновске, затем открыли приходы в хуторах Белянском, Суворове, поселке Стычновском и других.

Для Константиновского района очень много сделали ныне уже почившие священнослужители: отец Борис Павленков, который в 1988 году открыл в нашем городе храм Покрова Пресвятой Богородицы, отец Александр Бондаренко, который несколько лет служил в Константиновском Свято-Покровском храме, а затем благодаря ему и был построен храм в поселке Стычновском при поддержке директора совхоза.

Да и сейчас нашими священнослужителями очень много делается, благодаря их трудам, заботам и стараниям строятся и преображаются храмы нашего района. Так, благодаря протоирею Сергию Скляренко построены храмы в хуторе Михайловском и Старозолотовском. Многие труды по возрождению, благоустройству приходов храмов приложили отец Роман Белоусов и отец Филипп Лукьянов в станице Николаевской. Долгие годы служат отец Иннокентий, который окормляет хутор Суворов и ст. Маринскую, отец Сергий Овчинников, который служит в поселке Стычновском и другие.

Появляются у нас и новые священнослужители. Так, в Преображенском храме г.Константиновска у нас служит отец Федор Стуров.

Ну и, конечно же, помогали и власти. Сначала мэр города, а затем глава администрации района В.Е.Калмыков, православный верующий, который всегда откликался на наши просьбы, оказывал помощь. Безусловно стоит отметить и наших фермеров и предпринимателей, которые не остаются безучастными и оказывают посильную помощь: Н.Н.Каргин, Ю.Н.Крежановский, Е.А.Брагин, О.В.Борзученко, М.Е.Ромадин, С.В.Испенков и другие.

Мы потихоньку ставим первостепенные задачи, которые нужно решить. И всем миром, и с помощью фермеров, предпринимателей и просто неравнодушных людей, стараемся это благое дело делать общими усилиями.

– Отец Александр, Вы — настоятель самого большого храма в районе, Свято-Покровского. Расскажите, чем живет приход.

– Сейчас подошла ситуация, когда нужно делать ремонт в Свято-Покровском храме, грибок на стенах разрушает роспись, ее нужно будет убирать, заново штукатурить и расписывать стены, предстоит трудоемкий и тяжелый процесс реставрации, поэтому также будем всех просить о помощи.

Наш прихожанин храма, В.Г.Гончаров, обещает начать реставрацию уже в этом году. Богослужебная жизнь нашего храма теперь отличается тем, что у нас проходят ежедневные богослужения. И это, конечно, оправданно тем, что идет специальная военная операция и нужно молиться за наших бойцов. Ежедневно в храме возносится молитва «О мире на Святой Руси», которую благословил Священный Патриарх. Каждый прихожанин теперь имеет возможность ежедневно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

В 2020 году на территории храма создан гуманитарный центр, где каждый нуждающийся может что-то найти для себя — продукты питания, одежду или обувь. Сейчас у нас проходит благотворительная акция «Собери ребенка в школу» по оказанию помощи малоимущим семьям, имеющим детей-школьников.

– В Свято-Покровском храме уже более 10 лет действует воскресная школа. Вы много взаимодействуйте с детьми. Что для Вас главное в общении с ними?

– Да, у нас действует воскресная школа, две группы: младшая и старшая.

В наш храм ходят молодые люди, уже семейные, приводят своих детей, которые когда-то сами были воспитанниками воскресной школы. И труд наших преподавателей, безусловно, очень серьезен и ответственен.

Я всегда говорю нашим преподавателям, что наша цель — это не знания, чтобы ребенок выучился все 13 колен израилевых или все имена Ветхого завета. Наша цель — чтобы ребенок любил Бога, имел знания о своем Боге в объеме больше Нового завета, чем Ветхого, чтобы он с этой любовью жил, эти правила жизни потом пригодятся ему в жизни.

Можно плохо преподавать человеку математику и русский язык и он потом не будет любить эти предметы, а в жизни будет хорошим порядочным человеком, но если мы будем плохо преподавать религиозные предметы и привьем неуважение и нелюбовь к религии, Церкви, то мы загубим душу человека и не будет полноценного нормального человека. А это самая большая проблема.

Поэтому воскресная школа у нас — это всегда воскресное богослужение. После которого проходит чаепитие, общение, а потом уже занятие. И важно, чтобы оно проходило непринужденно, не напряжно, в тихой, спокойной, почти семейной обстановке, как дома.

– Как в Вашей жизни появилось казачество и что главное в послушании духовника казаков?

– Я казак по происхождению. Мой прапрадед по маминой линии был атаманом станицы Морозовской. Отец у меня тоже родом из казаков и поэтому дома у нас всегда были казачьи устои, традиции. Поэтому возрождение казачества для меня — это не возрождение какой-то организации или какой-то идеи, это возрождение моего народа. Это я воспринимаю как-то так и не иначе. Поэтому будет послушание такое или распоряжение священноначалия быть духовником или наставником или нет, я буду все равно со своим народом, с казаками. Буду болеть этой идеей и заниматься этим. А главным в послушании духовника считаю терпение, потому что казаки — народ своеобразный, свободолюбивый, всегда высказывавший и отстаивающий свое мнение.

– Настоятель храма, благочинный округа, духовник казаков — все это требует больших усилий. Что дает вашей душе эта деятельность?

– Вы понимаете, когда человек занимается любимым делом, он получает от этого удовлетворение. Если человек не на своем месте и не любит то, что он делает, он всегда будет находиться в состоянии дискомфорта. Я могу сказать, что мне хорошо от того, что я делаю. Я считаю, что я на своем месте. И дай Бог еще потрудиться многая лета.

– Что вы считаете своим самым главным достижением на сегодняшний день?

– Для духовника самое главное достижение в том, что он может служить Божественную литургию, соединяться со своим Богом. Это самое главное для христианина. Я подготовил к рукоположению в сан 37 ставленников. 13 августа епископ Волгодонский и Сальский Антоний рукоположил в сан пресвитера Александра Волохова. Много монашествующих были пострижены по моему благословению. Некоторым давал рекомендации для поступления в семинарии, рукоположения в диаконы и священники. Мои ставленники служат в различных епархиях нашей страны. И тут есть, чем гордиться.

– В чем Вы видите свою роль в духовно-нравственном воспитании своей паствы, молодежи, подрастающего поколения?

Здесь главное не переусердствовать. Мы всегда говорим, что человек свободен во Христе. Господь не нарушает свободу личности, православие тем более. Человек слышит — вдарил колокол. Если захотел, пошел на богослужение, не захотел — не пошел. И в храме мы не нарушаем его свободу. Мы не говорим: сделай так или делай так. Мы говорим, хорошо было бы, если бы ты так поступил, это принесло бы тебе благо, но можешь поступить по-другому. И поэтому мы говорим, что роль священника — это роль посредника, который не нарушает человеческую свободу. Пришел человек на исповедь. Священник должен понять, что он не психолог и не учитель какой-то, он лишь посредник между Богом и человеком. И здесь просто нужна помощь человеку поисповедоваться, помочь стать ближе к Богу.

– Как Вы считаете, что главное, в служении священника?

В служении священника самое главное — это любовь. Если не будет у священника любви к своей пастве, к своему народу Божьему, то вся его деятельность тщетна. Он может иметь прекрасную наружность, красивый голос, хорошо проповедовать, но если у него не будет любви к людям, то все — не будет у него никаких прихожан, никто к нему ходить не будет. Ну и, конечно, помимо любви у священника должно быть терпение. Каждый человек идет со своей проблемой, со своей нуждой. Все хотят, чтобы их успокоили, дали какую-то надежду в жизни. И поэтому здесь ни в коем случае нельзя ни оттолкнуть, ни проявить какую то жестокость или жесткость, потому что если ты это сделаешь, ты оттолкнешь человека от Бога.

– Кто из святых отцов является для Вас примером в Вашем служении?

– Вы знаете, если можно отнести к святым отцам (а я думаю со временем так и будет) митрополита Антония Сурожского, то, конечно, это отец Церкви, на которого я хочу быть похожим, даже так можно сказать.

Я в своей священнической жизни, в своей практике стараюсь руководствоваться теми примерами, такими жизненными ориентирами, которыми руководствовался митрополит Антоний.

– У юбиляров традиционно спрашивают о планах на будущее…

У нас был батюшка, наш выходец из Константиновска, митрофорный протоиерей Иоанн Фоминичев. И вот уже предчувствуя свою скорую кончину, он попросил приехать к нему. И мы с отцом Николаем поехали к нему. И вот он практически уже на смертном одре сказал такие слова: «Я только сейчас понял, чем я должен заниматься. Я должен проповедовать».

«Отец Иоанн, ты 50 лет в сане, как ты можешь говорить, что ты только сейчас что-то там понял?»- спросили мы у него.

«Я только сейчас понял, что это такое. И что это такое — дух апостольства», — сказал батюшка.

Поэтому с каждым годом, если священник правильно служит, если он ведет правильную духовную жизнь, если старается не искушаться, старается жить во Христе, он с каждым годом все больше и больше будет понимать, что смысл его жизни в апостольстве, в проповеди. Как апостол Павел говорит: «Горе вам, если не благовествуете». Ваша жизнь, ваше слово — все это проповедь. Люди смотрят, и если правильно живем, они хотят на нас быть похожими, и немножко ближе становятся ко Христу.

– С какими словами напутствия Вы бы обратились к нашим читателям?

– Как к людям, так и к себе. Как к себе так и к людям. Что хотим мы от себя? Хотим больше любви, смирения, терпения, чтобы меньше искушаться и искушать. То же самое и люди, чтобы такие же были.

Как хотите, чтобы люди поступали с вами, поступайте и вы. Вот тогда Господь и проблемы будет нам общие посылать и общие радости. Если мы будем общностью, единым целым вокруг одной Чаши. Тогда все у нас будет хорошо.

 

Всего просмотров (47)