Митрополит Меркурий: «Роль духовного воспитания в формировании патриотического сознания не может быть сведена к вторичной»

4 сентября 2020 года в Ростове-на-Дону состоялся форум учителей и родителей «Уроки патриотизма: школа, дети, родители, общество», организатором которого выступило Законодательное Собрание Ростовской области. Форум прошел в городском пространстве «Точка кипения» и собрал представителей сферы образования, большая часть из которых подключилась к его работе в режиме онлайн.

В форуме приняли участие Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области Александр Скрябин, министр образования донского региона Лариса Балина, председатель Общественной палаты Ростовской области Вячеслав Кущев, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Александр Верченко, сотрудники Ростовской-на-Дону епархии, директора, учителя и учащиеся школ.

Модератором выступила председатель комитета Законодательного Собрания по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Екатерина Стенякина.

Перед началом работы форума митрополит Меркурий ответил на вопросы журналистов и, в частности, сказал: «Думаю, сегодня этот разговор о патриотизме очень своевременный. Долго мы употребляли слова «патриотизм», «патриот», и они стали какими-то штампами, не всегда адекватно воспринимаемыми людьми, они стали восприниматься даже с некоторым негативизмом. Но в своей основе, безусловно, патриотизм имеет любовь к Отечеству и воспитание. Здесь мы должны найти союзников – родителей, школу, Церковь общество, государство. Мы сегодня начинаем об этом разговор и дальше будем его продолжать. Одним уроком патриотизма мы сегодня не обойдемся».

На открытии форума к его участникам с приветственным словом обратился заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Александр Скрябин.

Затем перед собравшимися выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В своем докладе Его Высокопреосвященство отметил, что летом нынешнего года в «Закон об образовании» внесен ряд поправок именно по теме воспитания и патриотизма.

— Прежде всего, «Закон» содержит дополненные определения к слову «воспитание». Я бы даже сказал, что он дополняет это понятие теми внутренними духовными силами, которые мы многие годы стеснялись использовать или экспериментировали на этой почве с чужеродными субстратами. В законе сказано, что воспитание – это «деятельность, направленная на развитие личности… на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Согласно поправкам, именно таким образом понимаемое воспитание должно стать основной всех образовательных программ на ближайший учебный год.

Впервые за всю историю нашей страны принцип единой системы воспитания и образования был закреплен в обновленной Конституции Российской Федерации. Государство конституционно возлагает на себя обязанность по созданию условий, способствующих воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. То, что было когда-то неписанной, а потому и необязательной, нормой, сегодня осмысляется властью как конституциональная необходимость, как постулат, необходимый для стабильной и полноценной жизни в стране. И это правильная интенция. Потому что внимание к проблеме воспитания – это не удел отдельных гражданских институтов, главным и самым многочисленным из которых всегда была и остается Русская Православная Церковь. Теперь государство признает, что данный вектор развития общества – показатель жизнеспособности государства и его резистентности по отношению к деструктивным силам, — сказал митрополит Меркурий.

Касаясь проблем, связанных с современным пониманием патриотизма, владыка отметил:

— Очень хорошо, что мы стали понимать, что патриотизм – это не только мировоззрение отдельно взятого человека, это еще и государственная политика. Но мы не должны забывать, что патриотизм – это еще и нравственные, поведенческие идеалы. Проще говоря, это не столько слова, сколько поступки. Таким образом, патриотические интенции неразрывно связаны с духовным источником, который выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса. А значит, роль духовного воспитания в формировании патриотического сознания не может быть сведена к вторичной.

Глава Донской митрополии коснулся и актуальных задач в работе с молодежью.

— Нельзя всё патриотическое воспитание строить только на исторической памяти, только на прошлом. Примеры героической самоотверженности, помощи ближним, высокой гражданской ответственности необходимо как можно интенсивнее и шире вводить из среды наших современников.., — подчеркнул владыка митрополит. – Учителя должны иметь прямое участие в развитии правильного ценностного базиса. Каким образом? Ну, прежде всего, приобщая учеников к тому, чем мы гордимся, из чего черпает силу наш великий народ. Это и опыт участия в социальных акциях (к примеру, в волонтерстве), и примеры героев нашего времени, и, конечно же, приобщение к духовным основам общества.

Митрополит Меркурий также отметил, что считает целесообразным расширить применение музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников Донского края и предложил включить в дополнительную программу обучения учащихся ежегодные экскурсии по памятным местам, связанным с духовной жизнью донского региона, таким как архитектурный комплекс Павла Таганрогского в Таганроге, Патриарший Вознесенский собор в Новочеркасске, образовательный и духовно-просветительский кластер храма Георгия Победоносца на улице 339-й Стрелковой дивизии в Ростове, Ростовский Собор Рождества Пресвятой Богородицы и др.

— Воспитание, образование, патриотизм, семья, конструктивная гражданская позиция, экологическая ответственность и много многое другое, что сегодня является наиважнейшим предметом в области воспитания – всё это уже было в церковном опыте. Но самое важное, всем этим церковное сообщество неизменно живет и сейчас. И я глубоко уверен, что сегодня нельзя выстраивать воспитательный процесс в отрыве от нашей многовековой традиции. В этой связи нам нужен уже не просто продуктивный диалог, а конкретные поступательные дела. Время рассуждений прошло, сейчас – время дел, и новые конституционные нормы, законодательные новации и примеры исторического окружения нам недвусмысленно об этом свидетельствуют, — такими словами завершил свое выступление владыка митрополит.

В рамках работы форума состоялись выступления директоров и учителей школ с докладами, а также прошло награждение победителей конкурса «Лучший школьный музей». Как отметили организаторы конференции, по ее итогам будут разработаны рекомендации для ведущих ведомств и профильных министерств (образования, культуры и др.) по теме форума и, в частности, посвященные сохранению исторической памяти.

Всего просмотров (7)


Перейти к верхней панели