Новости

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

Всех вас, возлюбленные браться и сёстры приветствую с воскресным днём, а причастников поздравляю с принятием Святых Божественных и Животворящих Христовых Тайн!

 

Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, в котором святой апостол рассказывает нам об исцелении двух слепых людей. Если внимательно рассмотреть эту историю, то мы увидим, что евангелист буквально штрихами описывает, как Господь шёл по Палестине, а за Ним следовали толпы людей, и, видя чудеса, которые творил Сын Божий, народ восклицал Ему: «Помилуй нас, Сыне Давидов!» Тем самым они указывали на то, что Он – Иисус из Назарета – является Мессией, Спасителем избранного народа Израильского; Тем, Кто принесёт освобождение еврейскому обществу, Который приведёт их к свержению иноплеменного ига, дарует им желанную свободу, сделает этот народ счастливым, а страну – богатой и независимой.

 

Во всяком случае иудеи именно так и представляли себе царство Мессии. Но, как мы знаем, «ин суд человеческий, и ин суд Божий», то есть одно помышляет плоть, а другое – думает Господь. Конечно, у Господа были совершенно другие представления о спасении людей, нежели только устроение земного Израильского царства. Именно этому была посвящена Его проповедь, именно этому свидетельством являлись чудеса, которые Господь творил. И каждое из этих чудес запечатлевало в людских сердцах совершенно другие истины, не те, которые возглашали фарисеи, блюстители буквы Закона. Ведь слово Божие выше всякого закона. Оно есть любовь. А любовь, как мы знаем по завету апостола, выше всякого закона.

 

Среди этой толпы, которая следовала за Христом, что восхваляла Его как грядущего Мессию и Избавителя Израильского народа, шло двое людей, имевших недуг слепоты. Таких людей было много в Палестине. Не обязательно они были слепорождёнными, или имели этот недуг от рождения, унаследовав его от родителей; эти люди могли повредить своё зрение и от яркого, жгучего, палящего солнца Палестины, а также от различных инфекций, которые переносились ветром, насекомыми, передавались от человека к человеку, и с которыми медицина тогда не могла справиться. Всё это приводило людей к такому заболеванию, как слепота. Вероятнее всего, что и эти двое людей также имели свой недуг по одной из этих причин. И они вместе с толпой шли и кричали: «Помилуй нас, Сыне Давидов!». Просили об исцелении, но Господь как бы не обращал на них внимания.

 

И вот, войдя в некий дом вслед за Христом, два слепых человека взывают ко Господу о помощи – об исцелении. Господь, обращаясь к ним, спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!» (Мф. 9:28) Тогда Господь произносит слова, которые каждый из нас запечатлевает в своём сердце: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). И эти люди прозревают.

 

Что же мы видим особенного в этом отрывке Священного Писания? На что нам нужно обратить внимание в этом рассказе из Евангелия, кроме самого факта чудесного исцеления Господом слепых людей? Очень легко быть верующим и просить у Бога помощи в толпе, как просили эти больные люди о своем исцелении. Но Иисус Христос дарует им исцеление только тогда, когда они остаются лицом к лицу в Ним.

 

И мы иногда вместе с толпой — с огромным количеством людей, во время крестных ходов, на церковных собраниях — просим у Бога о многом, необходимом для своей жизни. Но не получаем просимого. Начиная при этом порой даже роптать и говорить, что Господь не слышит нас, не замечает нас, а ведь мы просили, надеялись. Но нет такого воздыхания, такой молитвы, такого слова, которого Бог не слышит от человеческих уст. Каждое слово молитвы, которое мы произносим, Господь слышит. Дело в том, что именно мы не всегда бываем готовы к тому, чтобы Бог реальными действиями ответил на наши воздыхания.

 

И вот, святые отцы, растолковывая для нас этот отрывок Священного Писания, говорят о том, что Бог ждет нашего голоса не из гущи народа, а тогда, когда мы остаемся с Ним один на один. Но где это происходит? А происходит это в стенах нашего дома, келлии, внутри наших с вами сердец. Там никто не мешает, не толкает, не отвлекает нас. Именно оттуда, из глубины нашего сердца, должен исходить голос, обращённый к Богу: голос молитвы, надежды, голос, призывающий милость Божию. Голос, на который в тишине отвечает Сам Господь и Спаситель.

 

Поэтому наши молитвы, прошения, слова, обращённые к Богу, не должны ограничиваться общественным богослужением, не имеют права прерываться при выходе из храма, но обязаны «продолжаться в глубинах нашего сердца, чтобы произошла встреча с Богом», как об этом говорил отец Иоанн (Крестьянкин). И вот там, в сердце, во время этой личной беседы, мы и свидетельствуем Богу или глубину и безграничность, или никчёмность и нищету нашей веры.

 

Именно поэтому наша келейная молитва, наше упование, выраженное в индивидуальном общении с Богом, и дают нам услышать тот голос, который услышали те два слепых человека: «По вере вашей да будет вам».

 

Пусть же это церковное напоминание о радости личной встречи с Богом, будет для нас утешительным, спасительным и исцеляющим наши жизни. Аминь».

 

Всего просмотров (8)