Слово по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня

«Приветствую всех вас, возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры в день светлого праздника Преображения Господня!

Освящая плоды в этот день, мы вспоминаем дивное событие, произошедшее на горе Фавор, – по другим сведениям на горе Ермон, – когда Господь, взяв Петра, Иакова и Иоанна, трёх своих любимых учеников, поднялся почти к самой вершине этой горы, и во время молитвы открыл присутствующим свою божественность – Он преобразился. Христос буквально изменил свой внешний облик. Человеческое естество Христа приобрело открытые божественные качества. Так Господь явил славу Свою, и вместе с этим рядом с Ним явились на горе два величайших ветхозаветных пророка: путеводитель еврейского народа из плена египетского пророк Божий Моисей, и законописатель пророк Илия, отличавшийся своей ревностью, верой и глубокой молитвой.

Как свидетельствует евангелист, они беседовали со Спасителем о Его исходе, о том, как Ему надлежало взойти в Иерусалим и там пострадать. Слава Божия осияла учеников, их осенило облако, как древний знак Бога. И голос из него сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф., 17:5).

Сколь удивительное явление раскрывает нам это евангельское повествование о Преображении! Казалось бы, насколько отдалённо от нас это событие не только по времени, а даже по своей сути, но так красноречиво наставляющее нас. Оно наставляет нас взглянуть на нашего Спасителя, Который Своею жизнью предлагает нам образ наших действий. Он ничего не делает без молитвы, ничего не совершает в Своей жизни и в Своем служении без совета и воли Отца Небесного. И, как говорят литургисты, Он был послушен своему Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп., 2:8). Он открывает славу Свою, укрепляя ею Себя и учеников, рассуждает с пророками о грядущих своих страданиях, успокаивает всех тех, кто находится рядом с Ним.

Даже это чрезвычайно поверхностное перечисление всего того, что совершил Господь во время Своего Преображения, должно хотя бы в какой-то степени коснуться и нашей жизни. Скажете, каким же образом это может коснуться нас? Самым прямым и самым непосредственным образом – в любом нашем деле, в любом нашем поступке! Особенно, если это касается поступков в очень важных, ответственных моментах жизни, принятия жизненно важных решений.

Но получается зачастую, что мы поступаем совершенно не так, как это делал Господь наш и Спаситель. Мы совершаем наши дела без молитвы, без укрепления нашей веры, духовного суждения, без должного советования и преображения духовного, которое для нас с вами есть не что иное, как принятие Святых Христовых Тайн; без очищения своего внутреннего человека в Таинстве Покаяния. Мы чаще всего рвёмся куда-то, словно необузданное море, мы всё время ощущаем, что якобы куда-то опаздываем. Нам некогда подумать о жизни, некогда порассуждать. И порой в этой суете мы принимаем такие безумные решения, от которых думающий человек приходит в ужас.

Мы в этой неразберихе начинаем верить во всевозможные небылицы: провокаторам на площади, псевдодокторам, сплетням в аэропорту и так далее. Но не пастырям, не Церкви, не голосу церковному. А не верим и не слушаем их потому, что рассредоточены, не в состоянии молиться, не в состоянии сосредоточиться на том или ином делании. По сути, мы становимся безблагодатными в своих поступках.

Хотим ли мы внутреннего преображения и духовного фаворского света, обновления нашей жизни? Вне зависимости, что мы готовы сегодня ответить самим себе на этот вопрос, фактом остается то, что в большинстве случаев обновлением в нашей жизни становятся лишь принесенные в храм созревшие плоды. А ведь Спаситель открылся своим ученикам в Преображении накануне крестных страданий, смерти, накануне Его самого ответственного в земной жизни решения. И вот, Святая Церковь в этот праздничный день напоминает нам, что даже если мы и понимаем, что в этой жизни нам придется многое претерпеть и пострадать, мы должны совершить это так, как это делал Господь и Спаситель наш Иисус Христос – с глубокой верой, молитвой, рассуждением, через внутреннее духовное преображение, принятие Святых Христовых Тайн, через глубокую внутреннюю сосредоточенность и согласие со словом Священного Писания.

Пусть эти мысли будут у нас в этот праздничный день. Аминь».

Всего просмотров (10)


Перейти к верхней панели