Публикации

«Оно само собой, да не просто так». Длинная история отца Алексия Сергошина в нескольких вопросах и ответах

От Волгодонска до посёлка Орловского путь недальний — около ста километров. Обрадовавшись зеленеющим полям и свежести дождливого утра, въехали в посёлок и быстро нашли храм Рождества Пресвятой Богородицы. Высокий, с колокольней, из красного кирпича, с голубыми и золотыми куполами. Служба только что закончилась. В храме — тишина и несколько фигур трудящихся по уборке женщин. Знаю, что батюшка ещё в алтаре, совершает положенное после службы. Жду долго у входа: “Не забыл ли батюшка об условленной встрече?” И в ответ на этот вопрос из боковых врат выглядывает весёлое лицо отца Алексия. “А где ваша команда?” (имея в виду мужа и детей), — его громкий голос с лёгкостью преодолевает пространство храма.

Когда батюшка выходит, мы фотографируемся. Он почему-то стесняется сниматься в своём фиолетовом подряснике, ребячливо прячется за букетами белых гортензий. Подходим к старинным образам в храме, выходим на крыльцо. Отдав последние распоряжения, батюшка оборачивается и говорит полушёпотом: “Вообще я мало чего умею рассказывать, я косноязычный. Притом уже я всегда сваливаю на голову. Возраст! И молчком, молчком отхожу…” (смеётся).

На ухоженном храмовом дворе — много деревьев, розарий. Батюшка показывает здание старого храма, стоящего позади нового.“В этом храме был еще храм, деревянный. Одна его стена отклонялась уже на 25 сантиметров. Она бы так и завалилась. Обложили кирпичом, старые стены убрали и еще подложили полкирпича. Это было в восемьдесят третьем году. Еще коммунизм был, когда его строили. Как удалось его построить?..”, — батюшка задает этот вопрос как будто сам себе, глядя куда-то в сторону.

Всей площади без двух соток полгектара. Тут кочегарка, тут просфорня. Тут бухгалтер…Есть и теплицы”.

Мы проходим в трапезную, и нас усаживают пить чай на светлой длинной веранде, где в теплое время года по воскресеньям собираются прихожане.

Вопросы за чаем

– Батюшка, где вы родились и выросли, что помните о своём детстве?

– Родился в лесу, пеленался на пню (смеётся). Родился в д. Алень Брянской области 27 декабря 1941 года. Леса там, красота. Оттуда мы уехали. Отца не помню, война началась. А мама была простая. Я на стройке трудился. И плотничали, и копали. И в армии был, в военном колхозе.

– А в храм как попали?

– Просто захотелось, я и попал. Пришел с армии, а мама с сестрой уже ходили в храм. Собрались — и я сними. Владыка как раз служил (епископ Николай (Кутепов) — прим. ред.) Мне понравилось. В том храме в Тобольске сторожем работал. Потом пономарил там же, потом в Омск поехал с архиереем. Я тогда был один, мне было интересно посмотреть мир, я и поехал. Из Омска — в Ростов. С владыкой Николаем мы разошлись во Владимире. Он поехал в Калугу, а я остался. С 70-го года был иподьяконом в Успенском кафедральном соборе г. Владимира, потом дьяконом.

В трапезной при храме

– А с матушкой как повстречались?

– О! Это интересно… Повстречались перед дождичком в четверг. Смеётесь, а так и было. Правду говорю. То было в Ростове, она родом из этих мест. Брат её, отец Николай, — духовник Ростовской епархии. Здесь вся ее родня. Я исполнил владыкино благословение. Познакомился, женился. И во Владимир со мной она поехала. До этого работала в областной прокуратуре, юрист по образованию. А за то, что она в храм ходила и в архиерейском хоре пела, она попала под сокращение.

– А рукополагал вас владыка Николай еще до своего отъезда из Владимира?

– Да, венчались мы с матушкой 31 января 1971 года. А в октябре, на святителей Московских, рукоположили во диаконы. Иерейская хиротония была в 74-ом. Во Владимирской епархии был настоятелем Покровского храма с.Нагуево и Богоявленского храма в Заречном. Здесь я с 80-го года, переводил уже митрополит Владимир (Котляров). Семинарию московскую закончил в 85-ом году. Большой храм здесь построился за четыре года, освящали в 2004 году.

Отей Алексий с матушкой

– Батюшка, вы в браке с матушкой уже больше 50-ти лет. Как вам это удалось? По нынешним временам звучит, как что-то почти невозможное.

– Да нас с матусей голопузые держали (смеётся). А потом уже и образумились, притерлись. Где-то она промолчит, где-то я. Матушка всё была с детьми, занималась. Мы хоть и жили бедновато, но решили так. У нас в 5 лет каждый уже газету читал. Как младший пошел в школу, матушка немного поработала еще по специальности. Бывало отпускал её по святым местам. Она одна едет, а я с четырьмя. Косу надо заплести, чтобы не было заметно, что это папа. И не замечали. Отпускать-то надо было…Трое у нас их осталось. Потихоньку вырастили. Оно само собой, да не просто так. К каждому подход. Два попа воспитали. Один из них в Цимлянске. Дочь в Ростове, и второй сын в Шахтинской епархии. Шестеро внуков у нас. Балуем их, конечно. Но не зазря, а за дело.

– А когда служить было легче, в советское время или сейчас?

– Во всяком времени есть, как говорится, плюсы и минусы. Если по правде сказать, тогда было чуть легче. Я ни за какие финансы не отвечал, я служил. Сейчас время другое — везде шик да блеск…Служим, пока Господь и владыка дают.

– Берегите себя, батюшка.

– Если Господь не убережёт, то не убережешься. Помощи Божией и вам.

Текст, фото: Серафима Шелковникова

Всего просмотров (164)