Статьи духовенства

«Помощь творений Святителя Игнатия (Брянчанинова) современному человеку для более глубокого понимания Священного Писания»»

Творения Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского можно с уверенностью отнести к одним из самых выдающихся в современной духовной литературе. Несмотря на то, что прошло более 150-ти лет со времени кончины Святителя Игнатия, его духовное наследие до настоящего времени остается актуальным и востребованным в среде православного народа. И это далеко не случайно, ведь по глубине своей мысли и доступности изложения, творения Святителя Игнатия, вряд ли могут найти себе достойную замену.

По мысли профессора Московской духовной академии А.И. Осипова: «Святитель Игнатий ценен именно тем, что все его творения и, прежде всего, всё относящееся к вопросам духовной жизни, являются не просто плодом его
личного опыта, но изложением опыта святоотеческого. Все свои мысли он подтверждает многочисленными ссылками на святоотеческие творения, как древних подвижников, так и русских» [1]. Черпая духовную мудрость в творениях святых древней Церкви, Святитель Игнатий сумел через свой личный опыт передать ее современному человеку в своих сочинениях.

Более четверти века назад мне, тогда еще пятнадцатилетнему юноше, впервые попала в руки книга Святителя Игнатия. Это была книга, составляющая пятый том его творений «Приношение современному монашеству», которая оказала решающее влияние на мое духовное становление и дальнейший выбор жизненного пути. Впоследствии, обучаясь в духовной семинарии, и уже готовясь к монашескому постригу, я более глубоко ознакомился с его трудами, нередко возвращаясь к ним непосредственно в своей пастырской практике. Живое доселе слово Святителя Игнатия помогает донести до сердца людей евангельские истины, укрепляет в трудную минуту, дает ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы. Любое поучение Святителя Игнатия до настоящего времени не утратило своей актуальности как, по сути, так и по изложению мысли. Для примера рассмотрим проповедь Святителя Игнатия «В неделю двадцать шестую. О лихоимстве», помещенную в четвертом томе его творений «Аскетическая проповедь» [2].

Данное поучение хорошо показывает жизненность мыслей Святителя Игнатия, делающими более доступным евангельский глас для современного человека через призму святоотеческого наследия. Евангельская притча о неправедном богаче предостерегает от страсти лихоимства.

Лихоимство – это желание получить то, что тебе не принадлежит под благовидным «соусом». Например, человек берет взятку за ту или иную услугу, которую мог бы оказать просто так или в силу своих обязанностей, но успокаивает свою совесть тем предлогом, что совершает это сверхурочно или сверхмеры своих полномочий. Притча раскрывает пагубность этой страсти в контексте системы общечеловеческих ценностей. Довольно часто человек связывает понятия счастья и богатства. Господь в притче обличает и это ложное представление: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от его имения» (Лк. 12, 15).

Святитель Игнатий, развивая эти слова Спасителя, раскрывает лукавство этой пагубной страсти, которая для того чтобы побудить человека к действию рисует в его воображении различные поводы к обогащению. При этом человек начинает искренне полагать, что решение всех проблем кроется в наличии, говоря современным языком, материальной «подушки безопасности».

«Лукава страсть лихоимства, – рассуждает Святитель Игнатий, – Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее. Эта страсть, стремясь открыть себе вход в душу, обыкновенно представляет человеку долговременную жизнь, болезненную
старость, разные превратности и случайности, могущие постигнуть человека, при которых накопленное имущество как будто должно быть единственным и всемогущим источником пособия» [3].

Эти мысли ложны в самой своей сути. Продолжительность жизни человека, земное счастье и материальные блага не связаны между собой. Это всего лишь мираж. Единственный податель жизни — это Господь. Его благословение человеку – источник земных благ. Когда человек отрывается от этого Источника, то никакое изобилие материального богатства не способно защитить его.

«Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале, в основных мыслях, на которые она опирается и на которых зиждется, показывает, что эти мысли вполне ошибочны и ложны, показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества; они истекают от благословения Божия. Когда отступит милость Божия от человека, то бедствия неотразимые и страшные приступают к нему, поражают его среди всего обилия его, среди всего могущества его. С холодностью смотрит богатство на мнимого обладателя своего, когда карает его рука Божия, и несострадательным взором отвечает на его страдальческие, прощальные взоры, которые он кидает, расставаясь против воли с тленным достоянием» [4].

Возвращаясь к притче, Святитель Игнатий, раскрывает психологический портрет безумного богача и действие в нем страсти лихоимства. Внезапно свалившееся на него богатство полностью поглотило его разум. Мысли о распоряжении урожаем всецело заняли его внимание. В этих размышлениях нет места мыслям о помощи близким, нуждающимся, о том, как направить данное богатство на пользу окружающим. Все перевернулось в его сознании. Размышляя, богач мучил себя лишь единственным вопросом: «Что мне делать, чтобы сохранить богатство?».

«Первое действие обильного урожая на богача состояло в том, что он занялся особенными размышлениями. Это почти всегда бывает с обогатившимися внезапно или с получившими внезапно значительное приращение к прежнему богатству. Размышляя сам с собою, богач говорил: «Что сотворю?» Что мне делать?..» [5].

По мысли Святителя Игнатия такие мысли естественны для человека, на которого внезапно свалилось богатство. Рассуждая о психологии человека, подверженного страсти лихоимства, изображенного в притче в образе богача, Святитель Игнатий проводит мысль об ущербности такого образа мыслей, вытекающей из «психологии бедняка». Святитель Игнатий здесь резюмирует толкование блаженного Феофилакта Болгарского этого евангельского места,
ссылаясь на него в своем поучении [6].

«Справедливо замечает блаженный Феофилакт Болгарский, что излишнее богатство похоже на нищету. И то и другое вопиет от затруднительности своего положения: что мне делать? Причина затруднительности при нищете – недостаток в телесных потребностях, при богатстве – излишество в них» [7]. Далее Святитель Игнатий развивает мысль о том, что решение, которое пришло в голову богачу сломать старые амбары и построить новые, большие по объему, для того чтобы спрятать туда все свои материальные запасы, учитывало интересы только его одного. Он совершенно не допускал мысли о том, что богатство в распоряжение дано ему Богом для помощи нуждающимся. Богатство оказалось для него не средством ко спасению души, а целью всей его жизни, таким образом гибельным для него. Ошибочно обольщая себя надеждой на долгую безмятежную жизнь в достатке, богач тем самым закладывает фундамент своей жизни на зыбкой суетной мечте.

Вот что пишет Святитель: «Слепотствующий богач не подумал о Боге, о вечности, о нищей братии своей; он подумал только о себе, подумал гибельно для себя, потому что забыл о назначении души и предначертал ей, в мечте своей, всеконечное порабощение телу. Не подумал он о Боге, Который, благодетельствуя ему, призывал и его к благотворительности. Не подумал он о вечности, куда необходимо предпослать милостынею часть имения, чтоб там не оказаться нищим, недостойным райского чертога. Какою неверною мечтою льстит себя богач! Он говорит, что имущества его достаточно на многое время, разумея под этим, что жизнь его будет продолжаться так же долго или еще дольше; на этой суетной, зыбкой мечте он основывает свои распоряжения» [8].

Сравнивая самообольщение богача с реалиями современной жизни, Святитель Игнатий рассуждает о том, что это состояние является закономерным для всех людей, стремящихся к материальному обогащению в ущерб своему духовному росту. Во все времена большинство людей так и не усвоило главный смысл этой евангельской притчи. В стремлении лишь к земному богатству Святитель Игнатий улавливает общее настроение людей одержимых лихоимством и схожесть их мыслей с безумным евангельским богачом. Определение Святителя Игнатия «хорошо пожить», данное им главному жизненному стремлению таких людей актуально и в наши дни.

Жизненные ценности богача определялись узким кругом низменных чувственных желаний. Главное в жизни это хорошо сытно и вкусно есть и пить, проводить жизнь в праздности и веселии угождать всем своим похотям. К сожалению, материальные блага дают такую возможность. Наблюдая за реалиями современности, Святитель Игнатий говорит о том, что абсолютно каждый человек в притче о богаче может увидеть, как в зеркале самого себя.

Слова Святителя Игнатия остаются злободневными и по сей день, достаточно оглянуться вокруг. «Состояние самообольщения есть общее для всех любостяжателей и миролюбцев. Земная жизнь представляется им вечною. Мысль о смерти совершенно чужда им, как бы мысль о событии, никогда не могущем иметь к ним никакого отношения. Какие предположения основывает ослепленный богач на своем обогащении? Он, как выражаются в мире, «хочет хорошо
пожить». Что значит в этом смысле «хорошо пожить»? Значит: сладко, много есть и пить, предаваться развлечениям и увеселениям, прелюбодействовать, роскошествовать, тщеславиться, удовлетворять всем своим похотениям и прихотям. Если повнимательнее посмотреть на мир, то найдем, что евангельская притча о богаче может служить зеркалом для всех нас: не все мы постоянно увлечены мечтаниями богача, но все по временам более или менее увлекаемся ими» [9]. Как бы подводя итог вышесказанному, Святитель Игнатий обращает внимание слушателей на печальный конец богача, а в его лице каждого человека, всецело полагающего надежду на богатство. В минуту полной беспечности, когда, казалось бы, не о чем беспокоится, звучит грозный глас Божьего суда: ««Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же
достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Эти слова Господа закономерны для каждого человека, поставившего своей целью служение греху и накопление материальных благ. Приговор этот звучит в самый неожиданный момент, когда человек достигает вершины всех своих желаний. Бог посылает ему серьезные испытания, когда в один момент человек теряет все, что накопил, лишает здоровья или самой жизни. Все рушится в одночасье.

«Случившееся с богачом случается с каждым человеком, забывающим Бога и предающим себя всецело в служение греху. В то время как такой человек достигнет конца своих желаний, как устроит свое положение наилучшим образом, посылается Богом смерть или попускается какая-нибудь превратность, – и самое прочное земное благосостояние рушится» [10].

Завершая толкование притчи, Святитель Игнатий дает емкое, и доступное для понимания объяснение слов Спасителя, которыми Он заканчивает Свою притчу: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21), показывая современному человеку правильное направление в определении системы ценностей. В словах «Богатеть в Бога» по мнению Святителя Игнатия показан путь, следуя которому человек обретет подлинное, нетленное богатство.

«Богатеть в Бога значит проводить жизнь богоугодную. Земная деятельность, направленная по евангельским заповедям, доставляет душе нетленное богатство: познание Бога и себя, веру, смиренномудрие, любовь к Богу и ближним. Такая деятельность правильно распоряжается земным достоянием как даром Божиим и правильным распоряжением претворяет тленное имущество в нетленное, переносит сокровища свои с земли на небо» [11].

В толковании этой евангельской притчи святитель Игнатий близок к пониманию ее блаженным Феофилактом Болгарским, таким образом, он строго следует святоотеческой традиции в интерпретации Священного Писания: «Кто собирает свои сокровища для себя, тот по справедливости называется безумным и не успевает привести в исполнения свои намерения, но в самое время составления планов решительно исторгается из среды живых… Посему будем стараться «богатеть в Бога», то есть на него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства» [12].

Кратко резюмируя вышеизложенное можно сказать следующее. Святитель Игнатий несмотря на то, что писал свои труды более полутора столетий назад все равно остается, пожалуй, самым доступным для современного человека автором, труды которого относятся к духовному наследию нашей Церкви. На примере данного поучения можно ясно увидеть, что Святитель Игнатий, следуя святоотеческой традиции, будучи близок в некоторых случаях блаженному Феофилакту Болгарскому, применяет само содержание притчи и ее толкование к современной жизни, делая смысл притчи простым и убедительным даже в настоящее время. Авторитет и святость жизни Святителя Игнатия, признанные общецерковным сознанием, возводит его труды в первый ряд духовного наследия нашей Церкви, а по степени доступности изложения мысли для современного русского человека, можно дерзнуть предположить, что и на первое место.

Мы живем в век стремительно развивающегося научно-технического прогресса, новых информационных технологий, искусственного интеллекта, новых бизнес-моделей, когда человек вынужден также стремительно реагировать на вызовы современности. Находясь в обстановке быстро меняющихся жизненных ситуаций, ища новые способы обеспечить свою экономическую безопасность, современный человек нередко оказывается заложником сиюминутных материальных забот, забывая о своем высшем gредназначении. Лишая себя культурных потребностей, человек напрочь
забывает и о духовно-нравственных ценностях. Такому человеку достаточно тяжело объяснить, что в мире есть вещи более ценные, чем материальные блага и успешный карьерный рост. К сожалению, в своей пастырской практике с прискорбием приходится наблюдать, что многие современные христиане также поддаются веянию времени, совершая духовное делание по остаточному принципу. Особенно это прослеживается среди членов приходских общин более молодого и среднего поколения, на первом месте у которых поиск и жажда материальных благ, и лишь потом Церковь со своими канонами, постами и многочисленными запретами.

В связи с этим конечно не должен умолкать голос Церкви, пробиваясь к сердцу каждого человека через броню «окамененного нечувствия» жажды обогащения. Такое положение дел обусловлено, в частности, плохим знанием
или поверхностным знакомством нашего православного большинства с евангельскими текстами. Нередко бывает, что люди и вовсе никогда не читали самостоятельно Евангелие, несмотря даже на то, что годами ходят в храм, слушая отрывки евангельских текстов лишь на богослужениях. Слово Господа, обращенное к людям и так бережно сохраненное и переданное нашим поколениям Церковью, остается неуслышанным.

Очень часто пытаясь донести до человека те или иные евангельские слова, сталкиваешься со спецификой восприятия информации современным человеком. Способный разбираться в языках программирования, он совсем неспособен воспринимать язык евангельского повествования.

Существует и другая крайность, когда человек самостоятельно пытается осмыслить евангельские тексты, опираясь исключительно на свой личный духовный опыт. И здесь конечно необходимо возвращать людей на путь православного святоотеческого понимания Священного Писания, которое родилось в недрах Православной Церкви и может быть правильно понято исключительно в контексте этой традиции.

Для решения этих двух противоположных проблем современной церковной реалии нужно уметь находить правильные дополнительные источники, способные помочь понять и уяснить современному человеку евангельские тексты.
И здесь, конечно, главную помощь оказывают творения святых отцов и учителей Церкви. К сожалению, не все святоотеческие творения также доступны для понимания специально неподготовленному слушателю или читателю. Часто сочинения святых отцов написаны труднопонимаемым архаичным языком, и в этом случае, как раз помогут творения святых отцов, писавших в более позднее время. Незаменим здесь, как кажется, духовный опыт Святителя Игнатия, изложенный доступным языком в его трудах. Маленькая попытка обосновать это мнение и была предпринята в этом скромном труде на примере замечательного, не теряющего своей актуальности, доступного для восприятия современным человеком поучения Святителя Игнатия о грехе лихоимства.

Список источников и литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.:
Российское библейское общество, 2006. – 1376 с.
2. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова / [Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижев]. – М.: Паломникъ, 2001-. / Т. 4. Аскетическая
проповедь. – 2002. – 783 с. ISBN 5–87468–179–5
3 Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник: В 4 т. — Т. 3.
Толкование на Евангелие от Луки. — 3-е изд. — М.: Изд-во Сретенского
монастыря, 2013. — 512 с. — (серия «Духовная сокровищница»).
4. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки. [Текст] / Феофилакт Болгарский, блаж. – М.: Лепта-Пресс, 2004. – 448 с.
Интернет ресурсы:

5. https://azbyka.ru
6. https://bogoslov.ru

Иеромонах Филипп (Лукьянов), настоятель храма Святителя Николая Чудотворца ст. Николаевской

Всего просмотров (112)